Обычно я не люблю пророческие статьи и отчёты, но этот отчёт мне был как бальзам на душу: Intuit 2020 Report. В нём рассказывается про 20 трендов, которые в существенной степени повлияют на то, как будет выглядеть мир в 2020 году. 26 страниц отчёта переводить не хочу, но тезисно пробегусь:
Поколения Y (1982 – 2000) и Z (2001+) вырастут и создадут критическую массу спроса на цифровые услуги. Это повлияет на все аспекты жизни – работу, обучение, общение, малый бизнес, а также на потребительские предпочтения.
Более старшие поколения (1945-1965), выходящие на пенсию, будут более активными и могут продолжать работать. Это увеличит их покупательную способность, и зарплата или доход от малого бизнеса будет тратиться на товары и услуги, рассчитанные на людей в возрасте.
870 миллионов женщин вольются в ряды трудоустроенных. Это увеличит количество женщин на университетской скамье, в рядах менеджеров, а также основателей бизнесов.
Смешение культур привнесёт глобальные вкусы на локальные рынки. Доступность американских товаров в Индии или аргентинских товаров в Австралии изменит структуру потребления и отношение к жизни. Международные (не только западные) музыка, одежда, еда, обычаи в существенной степени изменят общество, куда они привносятся. Это создаст и заполнит новые ниши.
60% населения будет жить в городе. Больше 50 городов в мире будут иметь население больше 5 миллионов и больше 20 городов – 10+ миллионов. Это до неузнаваемости изменит города, а также увеличит траты на инфраструктуру. Если этого не произойдёт, возможны политические трения.
Микроэкономика в большей степени станет зависеть от качества взаимодействияразных людей, находящихся в разных точках света и выполняющие разные роли – клиенты, партнёры, поставщики, сотрудники, консультанты и т.п. (Комментарий от себя: коллаборационные решения станут более дружелюбными по отношению к пользователям.)
Использование локально произведённых товаров и услуг станет нормой. Люди станут более активно участвовать в жизни коммьюнити, а также станут приобретать товары и услуги таким образом, чтобы деньги доставались члену коммьюнити.
Роль страховых компаний в страховании рисков снизится, а самострахование – увеличится. Тут понятно: государственных средств на социальные программы станет хватать всё меньше, корпорации будут снижать бенефиты (т.к. сам факт наличия работы уже будет большой радостью для работника). Разброс зарплат увеличится ещё выше, поэтому у низкооплачиваемых работников будет ещё меньше денег на страховку.
Потребитель определяет, каким будет взаимодействие с продавцом. Это, по сути, продолжение (пусть и слегка ускоренное) перехода от традиционной экономики (произвёл-продал) к клиентоориентированной (клиент захотел – производитель произвёл и продал).
Глобальная экономика будет расти за счёт развивающихся/индустриализируемых стран. Потребительский спрос в развитых странах за 10 лет вряд ли восстановится, зато миллиард представителей среднего класса из развивающихся стран с охотой поднимут упавшее знамя. Несмотря на более открытое экономические взаимодействие между развитыми и развивающимися странами, последние будут целенаправленно создавать внутренний рынок для собственных нужд.
Для создания бизнеса уже не требуется гора денег. Использование модели ”плати за то, что используешь” позволяет избежать первоначальных вложений в инфраструктуру и часть бизнес-процессов, а наличие интегрируемых друг с другом недорогих или бесплатынх компонентов даёт возможность минимизировать вложения в создание продукта. Речь, разумеется, идёт про малый бизнес.
Экологическая устойчивость (sustainability) становится конкурентным преимуществом. Потребители всё больше требуют экологически нейтральные продукты; рынки commodities штормит, но требуются стабильные объёмы поставок ресурсов; государство на законодательном уровне требует снижение выброса CO2 в атмосферу. Уже сейчас многие бизнес-школы включают в программу (необязательный) предмет ”Corporate Sustainability” или аналогичный.
Траты потребителей на поддержание здоровья сильно возрастают. Но это всё равно дешевле, чем платить за медицинские услуги и за медицинскую страховку (моя медицинская страховка растёт где-то на 5% в год, опережая инфляцию). В то же время, приобретённые проблемы, связанные с неправильным питанием (диабет 2 типа и ожирение) никуда не деваются.
Всё больше людей перестают ценить занятость на полный день и вместо этого работают по гибким контрактам. По сути – фрилансерство. Тренд очевиден для профессий с большим span of control (не знаю, как по-русски). Менеджерские профессии могут быть контрактизированы лишь частично. (На самом деле, мой подход ”менеджер на час”, которым я занимаюсь, будет всё более и более востребованным.) Найти работу на полную ставку со всеми бенефитами станет сложнее и сложнее (т.е. работник вынужден будет требовать ставку на 20% выше обычной, чтобы компенсировать выплаты в пенсионный фонд, обеспечить себе отпуск и больничный).
Нишевые рынки будут развиваться. Низкая стоимость производства персонализированных товаров и низкая стоимость сведения продавца и покупателя сделают возможным производство дешёвых товаров, нацеленных на конечного потребителя. В отчёте не написано (что неудивительно, т.к. он написан маркетологом, а не бизнесменом), что существенную роль в таком производстве сыграет снижающаяся стоимость транспортировки кастомизированного товара от производителя к покупателю, что даст возможность переносить производство в … ну естественно, Китай или Индию.
Малые и крупные бизнесы создадут ”гантельную экономику”. Точнее, если рассмотреть компании, ведущие деятельность на каком-то рынке, то на виртуальном графике будет сколько-то крупных компаний, сколько-то небольших компаний, а между ними – ничего. Компании среднего размера либо последуют примеру General Electric (если вы не №1-2 на рынке, то уходите с него), либо продадутся крупным игрокам. В большинстве рынков, где конечный потребитель – это клиент-живой человек, всегда есть место мелким компаниям.
”Облачные” системы хранения, обработки и работы над данными станут нормой. Таким образом, работать можно будет не только на работе (старо), дома (уже не модно), но и на бегу/ходу/в метро/аэропорту и т.п.
Данные станут основой для конкурентного преимущества. (Люди, читавшие Портера, поймут иронию.) Гугл и его конкуренты наглядно показали, что понимающий клиента на 1-2% выигрывает игру.
Личные и рабочие социальные сети объединятся на десктопе и телефоне. Все данные пользователей и компаний окажутся в онлайне, что с одной стороны добавит седых волос сотрудникам информационной безопасности, а с другой стороны – даст возможность взаимодействовать не только партнёрам, но и конкурентам.
Умные машины станут ещё умнее.
Используйте эту информацию и, в соответствии с ней, ищите свою идею для бизнеса.